Сухотинский Знаменский женский монастырь

 

История Сухотинского Знаменского женского монастыря с. Сухотинки Знаменского р-на Тамбовской обл.

Сухотинский Знаменский женский монастырь Тамбовской епархии был основан благочестивыми супругами Петром Гавриловичем и Варварой Александровной Сухотиными в первой половине XIX века. Один из предков П.Г. Сухотина Афанасий Казаринович Сухотин служил Отечеству при царе Василии Шуйском, и, «будучи на Москве в осаде, против злодеев стоял прямо и мужественно, и многое дородство и храбрость, кровь пролитие и службу показал»[1]. За свою отвагу Афанасий Сухотин получил вотчину в Мценском уезде. Впоследствии все потомки Афанасия Сухотина служили русским государям верой и правдой по военному ведомству и в награду получали земельные наделы в Подмосковье, Тульском и Ярославском уездах.

Вид Сухотинского Знаменского монастыря. Фото Середины XX века

Вид Сухотинского Знаменского монастыря. Фото Середины XX века

Представители одной из ветвей рода Сухотиных обосновались в Тамбовской губернии, где владели имением в 30 верстах от Тамбова в селе Знаменское-Сухотино Тамбовского уезда. Петр Гаврилович, как и многие его предки, был военным человеком. Дослужившись до чина майора, он вышел в отставку и вместе со своей супругой стал жить в селе Сухотинка. Супруги не имели прямых наследников и поэтому, достигнув преклонного возраста, стали задумываться над тем, какая судьба ожидает их Сухотинское имение. Однажды Петра Гавриловича постигла тяжелая болезнь, и врачи оказались не в состоянии облегчить его страдания. Сильно болела в это время и Варвара Александровна, никогда не отличавшаяся крепким здоровьем. После очередного приступа Петру Гавриловичу приснился старец, который, подавая ему икону Пресвятой Богородицы «Знамение», сказал: «Купи себе эту икону, отслужи молебен, и ты будешь здоров»[2]. Петр Гаврилович не придал особого значения сонному видению и не спешил исполнять повеление старца. Между тем болезнь супругов прогрессировала. Через некоторое время Петр Гаврилович увидел тот же сон и рассказал об этом супруге. Оказалось, что похожий сон видела и Варвара Александровна. Супруги незамедлительно решили исполнить повеление старца, направили в Тамбов служилых людей, которые приобрели для них и доставили в имение икону «Знамение». Перед образом Пресвятой Богородицы местный священник отслужил заздравный молебен, и отставной майор с супругой тотчас получили исцеление. Икона Божией Матери стала почитаться жителями села как чудотворная. В своем чудесном выздоровлении Сухотины усмотрели действие Промысла Божия и указание на то, как им поступить со своим наследством. Они «дали обет Богу устроить в своем имении, на господской своей усадьбе, иноческую обитель, <…> условились между собою, что если кто из них умрет до окончания построек, то оставшийся в живых устроит обитель, в которой бы и ему можно было поместиться в качестве инока»[3], то есть если первой уйдет из жизни супруга, то супруг построит мужской монастырь, а если первым скончается муж, то жена обязуется основать женскую обитель. О данном ими обете супруги Сухотины никому не рассказали, что впоследствии стало неожиданным и серьезным препятствием в реализации их намерения основать в имении монастырь.  

Эскиз Знаменского собораСухотинского Знаменского женского монастыря 1826 г.

Эскиз Знаменского собора
Сухотинского Знаменского женского монастыря 1826 г.

В январе 1818 года Петр Гаврилович Сухотин испросил благословение епископа Тамбовского Ионы (Василевского) на возведение нового каменного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами – преподобного Петра Афонского и святой великомученицы Варвары. Обветшавший деревянный приходской храм в честь Архангела Гавриила, находившийся на краю берега реки Нару-Тамбов, неподалеку от запланированного места строительства нового Знаменского храма, предлагалось перенести на местное кладбище за рекой и сделать его приходским. Разрешение управляющего Тамбовской епархией на строительство храма было получено, и весной 1818 года строители приступили к его возведению, выполнив до конца года все основные общестроительные работы. В октябре 1818 года на 72 году жизни скоропостижно скончался Петр Гаврилович Сухотин, из-за чего возведение храма приостановили. Завершением работ вынуждена была заниматься Варвара Александровна Сухотина, которая достроила храм в 1822 году.

Выполняя данный ею совместно с супругом обет по устроению обители, она столкнулась с серьезными препятствиями со стороны некоторых родственников и соседей-помещиков и даже с угрозой потери имения. В селе Сухотино проживал племянник Петра Гавриловича Михаил Иванович Сухотин, по закону имевший право на наследство и предъявивший свои претензии на имение. В ходе судебных разбирательств Варвара Александровна «объявила, что умерший муж ее, майор Сухотин, остался ей должен по двум крепостям, заемным письмам, писанным 2 июня 1818 года по каждому в 50.000 рублей»[4]. Племянник признал подлинность указанных заемных писем. В 1820 году с целью погашения долга имение выставили на торги, оценив его в 177.000 рублей. В ходе торгов цена снизилась до 100.000 рублей, которые Сухотина «просила зачесть ей в число ее претензий»[5]. В 1823 году она выиграла дело у племянника и на законных основаниях вступила в управление имением. К этому времени неподалеку от храма она возвела несколько двухэтажных и одноэтажных корпусов. Между тем препятствия для открытия обители продолжались. Соседи В.А. Сухотиной, участвовавшие в возведении храма и надеявшиеся, что он будет приходским, выступили против ее планов по созданию обители и «просили приостановить обращение приходской их каменной церкви в монастырскую»[6].

Варвара Александровна не намерена была отказываться от обета и твердо шла к своей цели. В 1825 году, через три года после построения Знаменского храма, она подала в Синод прошение об открытии обители, пообещав выполнить следующее: «Деревянный дом обращен будет в кельи, при том построены будут на ее счет каменные: дом о пяти, богадельня о десяти комнатах, ледник, амбар, конюшня, погреба, а для имеющих быть при церкви двух священников, одного диакона и двух дьячков устроен будет приличный деревянный дом. По устроении зданий внесть в сохранную казну для ежегодного обращения 40.000 рублей с тем, чтобы % с сего капитала производили на содержание игумении 100 рублей, казначеи 60 рублей, семи монахиням по 40 рублей каждой, девяти богадельным по 3 рубля, клирошанам, кроме монахинь, 200 рублей, двум священникам 600 рублей, диакону 200 рублей, дьячкам 150 рублей, служителям трем 60 рублей, итого 1950 рублей, остальные 60 рублей употребить на церковные потребы. Земли пахотной и сенокоса для монастыря и богадельни 100 десятин, для священноцерковнослужителей 50 десятин, также 50 десятин леса для всех. Приписывает к обители 2 семейства крестьян и 1 семейство к странноприимнице. Из коих будут поступать в служители 2 человека, с получением жалования по 20 рублей каждый, и с предоставлением в пользу сих семейств земли 20 десятин из отведенной и 10 десятин собственной»[7]. Кроме того, доход, получаемый с мельницы, она предложила использовать на содержание странноприимного дома на 15 человек, а «за оградой выстроить дом на 17 … престарелых мужчин и не имеющих пристанища, а особенно людей обоего пола, отпущенных ею, Сухотиной, на волю»[8].

Вид Сухотинского Знаменского монастыря. Фото середины XX века

Вид Сухотинского Знаменского монастыря. Фото середины XX века

Святейший Синод поручил Тамбовской духовной консистории изучить предложения Сухотиной по открытию монастыря и все обстоятельства, возникшие в связи с ее намерением. Не дожидаясь решения Святейшего Синода, Варвара Александровна обратилась в Приказ общественного призрения с прошением об открытии в имении богадельни, на что все дворяне имели право согласно «Жалованной грамоте дворянству», а также указам 1721 и 1804 годов. Святейший Синод благословил Сухотиной открыть общину со статусом богадельни, и 14 сентября 1833 года Министерство внутренних дел выдало ей соответствующее разрешение. Богадельню возглавила сама Варвара Александровна, которая распорядилась, чтобы со временем, когда «Святейшим Правительствующим Синодом разрешено будет устроить обитель: то богадельня сия и все приношения мои должны обратиться в пользу монастыря»[9]. Богадельня, по ее мнению, должна была стать первым этапом в устроении монастыря. На первом этапе в ней проживало 18 женщин, но планировалось разместить до 30 человек. Сухотина содействовала тому, чтобы девицы и вдовы, желавшие поселиться в ее имении, строили здесь на личные средства свои дома и кельи при условии, что после их кончины они перейдут в собственность будущей обители. Желающих поступить в общину с перспективой стать насельницами монастыря было немало. Страховые описи обители от 1910 года показывают, что в ней находились дома, носившие имена их прежних владелиц: «Корпус Софии Петровны, корпус Софии Трофимовны, корпус Макарии, корпус Нины Петровны, корпус Агафангелы, корпус Антонии, дом Мариамны, дом Серафимы, корпус Митрофании, корпус Евгении, корпус Леониды»[10].

В 1833 году, то есть в год официального учреждения богадельни, приходскую церковь в честь Архангела Гавриила перенесли на местное кладбище, и Сухотина «просила епархиальное начальство – деревянную церковь сделать приходскою для крестьян того села, а каменную обратить в монастырскую»[11]. Епископ Тамбовский Арсений (Москвин) всячески поддерживал усилия Варвары Александровны по открытию монастыря. К 1836 году число проживавших в богадельне увеличилось до 48, к 18 призреваемым присоединились еще 30 крепких здоровьем женщин, которых привлекали в общину строгие монастырские правила, заведенные барыней. Проживающим «вменялось в обязанность, чтобы каждая из них (исключая больных и немощных) непременно выслушивала вечерние и утренние молитвы, которые читались в покоях Варвары Александровны, и часто ею самою, а в случаях ея болезни и в комнатах богадельных. Занимались попеременным чтением псалтыри и заупокойных, Церковью принятых молитв, в память умершего мужа ея и всех сродников. В каждую субботу и воскресенье и вообще в праздничные дни все обязывались быть в церкви при богослужении, и избранные из них – одни пели на клиросе, другие читали»[12].

Тем временем тяжба с соседними помещиками продолжалась, и это задерживало решение Святейшего Синода об открытии монастыря. В 1841 году Сухотина урегулировала все проблемы с помещиками по поводу размежевания земельных участков, но это не способствовало изменению их позиции относительно открытия обители. Варваре Александровне активно помогал епископ Тамбовский Николай (Доброхотов). Дело переходило из одной судебной инстанции в другую целых 24 года, пока не было окончательно завершено в пользу Сухотиной высшей инстанцией – Правительствующим Сенатом. После этого Святейший Синод постановил преобразовать «Сухотинскую богадельню в женский монастырь»[13]. Указ Синода последовал 18 мая / 24 июня 1849 года, и эта дата стала днем основания Сухотинского Знаменского женского монастыря. Указанное решение утвердил Император. Новая обитель вошла в число других общежительных монастырей епархии. По штату в ней должно было находиться 13 монахинь и 13 послушниц. «Монастырю усвоялось название Богородицкаго-Знаменскаго Сухотинскаго и степень III-го класса»[14].

После учреждения нового монастыря епископ Тамбовский Николай (Доброхотов) озаботился поисками игумении и с этой целью обратился к епископу Нижегородскому Иакову. В 1850 году в Сухотинский монастырь назначили первую игумению, которой стала насельница Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря монахиня Дорофея (Кудрявцева). В молодости она посещала преподобного Серафима Саровского. Прозорливый старец тогда сказал ей: «Иди, послужи барыне, да берег-то укрепи»[15]. В то время смысл этих слов она не могла истолковать. Только став игуменией, поняла, что барыней, о которой говорил преподобный, была Варвара Александровна Сухотина, а берег – это крутой берег реки Нару-Тамбов, где находился Сухотинский монастырь. Каждый год во время половодья река размывала его, и он осыпался, что представляло опасность для монастырской стены и деревянного храма Архангела Гавриила, стоявшего на краю берега. Получив назначение, матушка Дорофея исполнила наказ преподобного Серафима, изыскала средства и укрепила берег, тем самым устранив угрозу обрушения монастырской стены и храма.

Первоначально, при жизни основательницы монастыря Варвары Александровны Сухотиной, игумении Дорофее непросто было принимать какие-либо административные или хозяйственные решения. Она, «приняв все здания монастырския в свое ведение, видела их состояние; но, с глубокою скорбию в душе, не приступала к фундаментальному их исправлению по неимению к тому средств, а частию из опасения, чтобы не огорчить Варвары Александровны»[16]. Игумения не могла повлиять даже на назначение своих ближайших помощниц. Так, в октябре 1850 года в духовную консисторию поступило письмо от Сухотиной, в котором она ходатайствовала, чтобы на должность казначеи назначили рясофорную послушницу Лидию. Выяснилось, что указанная послушница «не умеет ни читать, ни писать, и хотя можно бы избрать из сестер самую благонравную и способную, знающую писать и читать. Но как определить ее, Лидию, на эту должность желательно учредительнице г-же Сухотиной, желанию которой противоречить она (настоятельница – прим. автора) никак не может, просит определить послушницу Лидию в должность казначейши»[17]. Консистория с такими доводами вынуждена была согласиться, но только с тем, чтобы «избрать в помощницы ей, Лидии, помощницу, умеющую читать и писать»[18].

7 августа 1851 года в возрасте 85 лет земной путь Варвары Александровны завершился. Ее отпевание состоялось в Казанском трапезном храме, освященном в этот же день. После смерти Сухотиной игумения Дорофея продолжила созидать Знаменскую обитель. Она провела значительные строительные и восстановительные работы и много сделала для внутреннего духовного устроения монастыря, о чем заботилась в первую очередь. К концу 1850-х годов игумения Дорофея перестроила четыре старых и построила два новых корпуса, один из которых стал игуменским, увеличила Знаменский храм, пристроив к нему еще один алтарь. В 1860 году в этом храме она установила новый иконостас, после чего обновленный храм был освящен епископом Тамбовским Феофаном (Говоровым). В 1862 году матушка Дорофея испросила благословение епископа Феофана на строительство теплого каменного храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Получив проект из Тамбовской духовной консистории, «игумения немедленно озаботилась изысканием средств к сооружению сего храма»[19]. Сбор средств проводился в течение 2 лет; строительство храма началось в 1864 году. Он спроектирован в стиле эклектики, четырехстолпным, пятикупольным, трехпрестольным. Главный престол храма назван в честь Иверской иконы Божией Матери. В одном из приделов располагалась ризница. В другом – престол в честь святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Строительство Иверского храма обители продолжалось долго, он был освящен только в 1883 году.

Сухотинская обитель никогда не относилась к числу богатых. Финансовых средств от капитала, мельницы, земли едва хватало на содержание насельниц, которых к началу 1860-х годов было уже более 100 человек. Деньги на то, чтобы поддерживать обитель в надлежащем виде, поступали в основном от благотворителей и продажи монастырских изделий. Насельницы являлись искусными мастерицами, так что не было «ни одного женского рукоделия, которого бы не знали сестры обители. Тканье ковров и полотен, шитье золотом, шелками и синелью, различного рода вязанья и вышиванья»[20] они выполняли на высоком профессиональном уровне.

Несмотря на трудности, обитель постепенно обустраивалась, и к началу XX века число насельниц в ней увеличилось до 393[21]. В зимнее время богослужения в монастыре совершались в теплом домовом Казанском храме, но он не вмещал всех молящихся. С ростом числа сестер необходимость в просторном и теплом храме стала очевидной. Строительство нового Знаменского храма началось в 1889 году[22], а в 1903 году он был освящен. В это же время построили каменный двухэтажный корпус, где располагались трапезная, мастерские и просфорня. С 1889 по 1890 годы возвели каменную монастырскую стену с башнями. Свидетели строительства и формирования монастырского ансамбля отмечали: «Сухотинская обитель с внешней стороны получает теперь вид богатого, хорошо устроенного монастыря»[23].

В конце XIX века Знаменский монастырь стал местом паломничества. Монастырский священник Владимир Предтеченский на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» описал одно из паломничеств. Летом 1893 года 18 девочек из школы грамоты села Текино направились в монастырь пешком под руководством приходского священника Иоанна Ландышева. Священник Владимир отметил важное воспитательное значение паломничества детей: «Это вторичное путешествие их на богомолье в наш монастырь объясняется, с одной стороны, религиозно-нравственным направлением школы и благоприятным впечатлением на религиозные чувства детей монастырского богослужения, а с другой стороны, и тем живейшим вниманием и сочувствием, с каким встречают подобных богомольцев монахини»[24]. В монастыре детям оказывалось особое внимание; по приему паломников-детей обитель являлась одной из образцовых в епархии. В 1870 году в ней открылся приют для девочек-сирот. Игумения Агния в рапорте епископу Тамбовскому Феодосию (Шаповаленко) писала о том, какое влияние оказало открытие приюта на жителей сел: «На сей церемонии открытия училища было стечение народа многочисленное, почти все народонаселение села Сухотинка и много из окрестных сел, и видимо было заметно благотворное впечатление на народ»[25]. Для приюта в монастыре построили двухэтажное здание. Первоначально в нем находилось только четыре девочки, но к концу XIX века их было уже двадцать. Расходы по проживанию, питанию и обучению девочек грамоте оплачивала обитель.

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Фото середины XX века

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Фото середины XX века

В 1886 году при Сухотинской обители в отдельном двухэтажном здании, находившемся за монастырской стеной, открылась церковно-приходская школа. В начале XX века в ней обучалось 25 мальчиков и 12 девочек[26].

Сухотинский Знаменский монастырь славился своей иконописной мастерской, открытой в 1904 году. Некоторое время насельницы осваивали искусство иконописания самостоятельно, копируя рисунки. На средства тамбовской купчихи Е.М. Болдыревой для мастерской построили отдельный двухэтажный корпус, куда в качестве учителя пригласили выпускника Академии художеств Сергея Ивановича Криволуцкого, который четыре года обучал сестер основам живописи. Под его руководством была подготовлена группа иконописцев из 16 сестер. В 1909 году один из корреспондентов «Тамбовских епархиальных ведомостей» писал о монастырской мастерской: «Из-под пера художниц-мастериц Сухотинского монастыря выходят очень хорошие иконы. Заказов порядочно. И все исполняются весьма тщательно. Иконы пишутся по дереву, полотну, цинку и на стенах. Отсюда, помимо заказов в монастыре, можно мастериц приглашать и на работы в храмах, для украшения их стенной живописью»[27]. Известно, что мастерицы Сухотинского монастыря написали запрестольную икону Спасителя для храма села Липягов, выполненную по заказу епископа Тамбовского Иннокентия (Беляева), расписали стены в Знаменском храме Сухотинского монастыря, написали иконы для иконостаса храма в поселке Сампур. К настоящему времени все художественные работы монахинь утрачены.

К 1917 году в монастыре находилось 3 храма (Знаменский, Иверский, Казанский домовый), 18 одноэтажных домов, 8 двухэтажных корпусов. За свою непродолжительную историю Знаменская обитель стала известна в епархии и за ее пределами добрым устроением монашеского общежития.

После октябрьского переворота судьба Сухотинского монастыря была такой же печальной, как и судьба многих других обителей Русской Церкви. В 1918 году обитель закрыли, в ее стенах разместилась сельскохозяйственная коммуна для заключенных. Некоторое время монахини продолжали жить в монастырских корпусах. На заседании Тамбовского уисполкома 6 декабря 1919 года рассматривалось «отношение Губернского отдела юстиции о выселении монашек из Сухотинского монастыря, переданного для сельскохозяйственной колонии заключенных и о закрытии двух храмов в этом монастыре»[28]. 25 февраля 1922 года верующие жители села Сухотинки обратилась в Тамбовский губисполком с просьбой передать им закрытый Знаменский храм монастыря, но власти отказали им, сославшись на то, что вся «территория бывшего монастыря, его здания и монастырские земли использованы под Сухотинскую колонию заключенных»[29]. Колония просуществовала в монастыре до 19 ноября 1923 года, когда Тамбовский губисполком решил «вследствие отсутствия среди заключенных подходящего для использования в колонии контингента, колонию, как место заключения, ликвидировать»[30]. Все бывшие монастырские строения передали Губсобесу, который открыл в обители дом инвалидов и престарелых. К 1929 году в указанном доме проживало 520 человек, среди них 75 пожилых монахинь. Последних насельниц выселили из монастыря в этом же году[31].

План строительства корпусов психоневрологического интернатана территории Сухотинского Знаменского женского монастыря. Конец XX в.

План строительства корпусов психоневрологического интерната
на территории Сухотинского Знаменского женского монастыря.
Конец XX в.

В годы Великой Отечественной войны в Сухотинском Знаменском монастыре располагался госпиталь. После войны в обители находился дом для престарелых. В середине 1960-х годов в монастыре разместили пациентов психоневрологического интерната, который действовал в обители до 2016 года. В годы советской власти разобрали Знаменский храм и часть келейных корпусов. Монастырская каменная стена была наполовину уничтожена. До конца ХХ века сохранился только храм в честь Иверской иконы Божией Матери, находившийся в полуразрушенном состоянии и использовавшийся в качестве склада психоневрологического интерната.

В конце ХХ века администрация Тамбовской области запланировала снести некоторые здания на территории Знаменской обители и построить вместо них несколько новых корпусов психоневрологического интерната. Был разработан специальный проект, реализация которого в полном объеме означала бы окончательное разрушение архитектурного ансамбля Сухотинского Знаменского женского монастыря – памятника истории и культуры Тамбовского края. Никто из тамбовских историков и краеведов не воспрепятствовал тогда осуществлению указанного плана, и строители начали работы, возведя к началу века один из корпусов интерната.

В 2000 году по ходатайству архиепископа Тамбовского Евгения  (Ждана) епархии передали Иверский храм монастыря и начались работы по его восстановлению. Первое время перед входом в храм совершались молебны. В этом же году настоятелем храма был назначен протоиерей Петр Лукин. В ноябре 2000 года архиепископ Евгений ходатайствовал перед администрацией Тамбовской области о возвращении епархии «комплекса бывшего Знаменского Сухотинского женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни»[32], однако эта просьба осталась без ответа.

Возглавивший Тамбовскую епархию в декабре 2002 года епископ Тамбовский Феодосий обратился к руководству области с ходатайством прекратить строительство корпусов психоневрологического интерната на территории Сухотинского женского монастыря, отселить из него пациентов и передать Тамбовской епархии все бывшие монастырские здания.

В 2003 году в Иверском храме восстановили пятиглавие, освятили и установили пять крестов на купола, провели временное отопление. В этом же году в монастырь была возвращена прихожанами большая икона Божией Матери «Игумения Афонской Горы», на тыльной стороне которой сохранилась надпись: «Сию святую икону жертвую в Знаменский Сухотинский женский монастырь во святую трапезу от монаха Иоиля. Сия святая икона освящена на Святой Горе Афонской в 1904 году».

Работы по восстановлению храма в честь Иверской иконы Божией МатериСухотинского Знаменского женского монастыря. 2006 год

Работы по восстановлению храма в честь Иверской иконы Божией Матери
Сухотинского Знаменского женского монастыря. 2006 год

В 2004 году был образован координационный совет по возрождению монастыря, который возглавил глава города Тамбова А.Ю. Ильин[33]. В этом же году численность пациентов интерната была сокращена с 350 до 160 человек. Из монастыря вывезли десятки грузовиков мусора, разобрали полуразвалившиеся каменные и деревянные постройки, спланировали территорию вокруг Иверского храма. Проводить комплексные реставрационно-восстановительные работы на всех объектах не представлялось возможным из-за соседства с психоневрологическим учреждением. Интернат в зимнее время расходовал значительное количество угля, горы которого заготавливались летом и складировались прямо перед храмом. Здесь же находилась и котельная, построенная при советской власти. Отработанный шлак из нее выбрасывался на площадь перед храмом, а затем бульдозером сдвигался к стене монастыря. Под давлением шлака часть стены разрушилась и заросла кустарником и бурьяном. Рядом с котельной в 1960-е годы построили здание прачечной, а в двух метрах от храма – пожарную будку, которые уничтожили всю площадь перед Иверским храмом. Следует сказать, что территория Сухотинского Знаменского женского монастыря в советские годы ни разу не благоустраивалась, в монастыре за 80 лет не было проложено ни одной не только каменной, но и асфальтированной дорожки.

26 октября 2004 года, в престольный праздник, епископ Феодосий с духовенством посетил обитель, где в храме в честь Иверской иконы Божией Матери совершил первую Божественную литургию архиерейским служением. По завершении богослужения епископ Феодосий огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи со 155-летием со дня основания Сухотинского Знаменского монастыря.

В 2004 году епархии передали второй этаж большого трапезного корпуса с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 2005 году были возвращены привратный корпус и часть хозяйственных построек, в которых провели ремонтные работы и разместили приходские службы, проложили асфальтированную дорогу к монастырю, реконструировали и заменили внешние сети тепло- и водоснабжения.

В 2006 году Тамбовская областная Дума приняла решение не возводить на территории Сухотинской обители новые корпуса психоневрологического интерната и передала епархии незавершенный строительством корпус интерната. Вскоре на территорию бывшего монастыря был проведен газопровод, и через некоторое время в Иверском храме и привратном келейном корпусе появилась автономная система газового отопления.

В этом же году на средства, пожертвованные фондом преподобного Серафима Саровского, покрыли нитрид титаном «под золото» купол домового Казанского храма в тапезном корпусе; на него подняли искусно выполненный кованый позолоченный крест. На втором этаже корпуса провели восстановительные работы, а фасад здания покрасили краской.

Келейный корпус Сухотинского Знаменского женского монастыря. 2010 год

Келейный корпус Сухотинского Знаменского женского монастыря. 2010 год

В 2007 году по ходатайству епископа Феодосия Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Сухотинский Знаменский женский монастырь в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области (журнал заседаний Синода № 153 от 27 декабря 2007 года).

26 октября 2010 года, в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери, епископ Феодосий совершил Божественную литургию в обители и передал ей старинную икону Божией Матери «Знамение», украшенную парчовой ризой. Эта икона находилась в Михаило-Архангельском храме соседнего села Царевка. Существует предание, что до 1917 года икона принадлежала Сухотинскому женскому монастырю. Ее сохранили верующие в годы гонений и разрушения обители, а после прекращения преследований за веру передали в храм села Царевка. Когда монастырь возродился, появилась возможность передать икону в обитель.

В 2014 году первыми насельницами Сухотинского Знаменского женского монастыря стали сестры Вознесенской женской обители города Тамбова, которые под руководством игумении Тавифы (Ковыловой) обустраивали свой быт в соответствии с нормами монашеского общежития, исполняли келейное молитвенное правило, несли клиросное послушание, организовывали прием паломников, налаживали монастырское хозяйство.

В 2015 году территорию перед Иверским храмом вымостили декоративной плиткой. Это позволило отвести воду от фундамента храма и предотвратить его намокание и появление грибка. От храма до главных монастырских врат положили асфальтовое покрытие, а перед центральным въездом в обитель обустроили автомобильную стоянку для паломников.

6 апреля 2016 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на должность игумении Сухотинской Знаменской женской обители была назначена монахиня Нонна (Тютикова), насельница Вознесенского женского монастыря города Тамбова (журнал № 31 от 16 апреля 2016 года). 28 апреля 2016 года, в Великий четверг Страстной седмицы, митрополит Феодосий возвёл монахиню Нонну в сан игумении.

В июне 2016 года Сухотинский монастырь посетила заместитель председателя Синодального отела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа), которая ознакомилась с организацией монашеской жизни и восстановительными работами в обители.

В Иверском храме Сухотинского Знаменского женского монастыря во время визита заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвыигумении Иулиании (Каледы). 2016 год

В Иверском храме Сухотинского Знаменского женского монастыря во время визита заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы
игумении Иулиании (Каледы). 2016 год

8 сентября 2016 года губернатор Тамбовской области В.А. Никитин передал Сухотинский монастырь в собственность Тамбовской епархии. 153 пациента, находившиеся на лечении в психоневрологическом интернате, были переселены в специально построенное современное здание близ села.

Осенью 2016 года на территории монастыря разобрали построенные в советский период у входа в Иверский храм здания котельной и прачечной, частный дом, ветхий сарай, что сделало возможным увеличение центральной площади обители. В монастыре разбили газон, посадили фруктовый сад. В этом же году обители передали смежный земельный участок, который был включен в ее территорию и огорожен высокой металлической оградой. В 2016 году началось воссоздание каменной монастырской стены с башнями.

В 2017 году в Иверском храме были завершены работы по установке деревянного позолоченного иконостаса, изготовленного на Украине.  В том же году в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге были найдены планы усадьбы Сухотиных 1826 и 1834 годов, которые позволили установить точное расположение главного храма  обители – Знаменского собора. На месте храма удалось найти фундамент Знаменского собора, хорошо сохранившийся по всему периметру. Это дало возможность узнать размеры храма и его ось с востока на запад.

Работы по возрождению Сухотинской Знаменской женской обители продолжаются. Они проводятся при деятельном участии руководителя архитектурно-строительного отдела епархии протоиерея Георгия Неретина, а с 2017 года и его заместителя священника Димитрия Пимкина.

[1] ГАТО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 3274. Л. 17.

[2] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря. Тамбов, 1864. С. 6.

[3] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря. Тамбов, 1864. С. 7–8.

[4] ГАТО. Ф. 2. Оп. 45. Д. 55. Л. 105.

[5] Там же. Л. 100.

[6] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря. Тамбов, 1864. С. 12.

[7] ГАТО. Ф. 2. Оп. 47. Д. 17. Л. 1–2.

[8] Там же.

[9] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря. Тамбов, 1864. С. 13–14.

[10] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 45. Л. 13–17.

[11] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря. Тамбов, 1864. С. 15.

[12] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря. Тамбов, 1864. С. 21.

[13] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря / ТЕВ. 1864. № 16. С. 110.

[14] Кадомский М.П. Историко-статистическое описание Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря. Тамбов. 1864. С. 32.

[15] Игумения Дорофея Сухотинская / Тамбовские епархиальные ведомости. 2017. № 9. С. 33.

[16] Там же.

[17] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1443. Л. 44.

[18] Там же. Л. 44 об.

[19] Там же. С. 58.

[20] Кадомский М. П. Историко-статистическое описание Богородице-ЗнаменскогоСухотинского женского монастыря / ТЕВ. 1864. № 18. С. 168–169.

[21] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Сост. А. Е. Андриевский. Тамбов, 1911. С. 859.

[22] К 25-летнему служению игумении Сухотинского Знаменского женского монастыря монахини Анфисы // ТЕВ. 1914. № 36. С. 1048.

[23] Там же.

[24] Предтеченский В., свящ. Путешествие на богомолье учениц школы грамоты // ТЕВ. 1893. № 30. С. 546.

[25] Открытие училища для девочек в Знаменском Сухотинском монастыре 3 мая 1870 года // ТЕВ. 1870. № 5. С. 230.

[26] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Сост. А. Е. Андриевский. Тамбов, 1911. С. 860.

[27] Третьяков М. Иконописная мастерская при Сухотинском женском монастыре // ТЕВ. 1909. № 6. С. 316.

[28] ГАТО Ф. Р-11. Оп. 1. Д. 19. Л. 97-об.

[29] ГАТО Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 414. Л. 25

[30] ГАТО. Ф. Р-946. Оп 1. Д. 2418

[31] Левин О., Сергеева Е. Сухотинский Знаменский женский монастырь // ТЕВ. 2010. № 11. С. 46.

[32] АТЕ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 25. Л. 235.

[33] АТЕ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 25. Л. 52