История Казанского мужского монастыря города Тамбова
Казанский мужской монастырь основан в XVII веке старцем Иосифом с южной стороны Тамбовской крепости. Сохранилась челобитная старца Иосифа на имя царя Алексея Михайловича 1666 года, где он пишет: «И в нынешнем, государь, 7174 году (от сотворения мира. – Прим. автора), по твоему великого государя указу и по грамоте и по благословению Преосвященнаго Илариона архиепископа Рязанского и Муромского и по моему нищаго твоего богомольца челобитью и обещанью, построили, государь, вновь церковь я нищей на те зборные деньги мирскова подаянья в Тонбове городе за острогом на берегу Цны реки в новой пустыне во имя Пресвятые Богородицы явления иконы Казанския да два предела святаго праведного Алексея человека Божия да святаго великомученика Федора Стратилата. И в нынешнем же, государь, во 7174 году за неделю до Троицына дни освятили в той церкви престол Пресвятые Богородицы явление иконы Казанские. А старцов, государь, в той нашей новой пустыне осталось семь братов стары и увечны»[1]. В 1678 году обители было «отведено земли до 50 саженей и для гумна, амбаров и скотного двора по берегу реки до 400 саженей, в поперечнике в одном конце до 170 саженей, на которой прежде была Покровская слобода»[2]. В первой половине XVIII века монастырь был бедным и во всем терпел нужду. «В нем было две деревянные церкви с тремя престолами и 9 келий-изб, из которых каждая имела по 3 сажени в длину и ширину. Топились кельи по-черному. Всех монахов в Казанском монастыре в 1734 году, вместе с игуменом, было 15 человек. Денежного и хлебного жалования им не давали. Вотчин за тем монастырем не имелось»[3]. Несмотря на трудные условия, монастырь продолжал действовать, являясь одним из духовных центров Тамбовской земли.
Назначенный в 1758 году на Тамбовскую кафедру епископ Пахомий (Симанский) (1758–1766 годы), прибыв в пределы епархии, поселился в Казанском мужском монастыре. С этого времени и до 1918 года обитель являлась резиденцией тамбовских архипастырей. Епископ Пахомий построил на территории монастыря двухэтажный деревянный архиерейский дом и два флигеля. Архиерейский дом представлял собой «церковно-административное учреждение, посредством которого архиерей осуществлял свою власть над подведомственным ему духовенством, вершил суд над клириками и населением, принадлежащих архиерейскому дому вотчин»[4]. В доме находились «помещения епархиального архиерея, певчих и свиты»[5]. Епископ Пахомий был ценителем колокольного звона. При нем на средства благотворителей «на Казанской колокольне устроены боевые часы»[6] и отлиты несколько колоколов (вес самого большого составлял 731 пуд). В это же время оштукатурили монастырские здания и их фасады покрасили в разные цвета. В обители и близ неё насельники посадили два фруктовых сада, так что она утопала в зелени и выглядела очень красиво в период цветения деревьев. Епископ Пахомий положил начало проведению крестного хода «вокруг Казанского монастыря»[7] на Пасху. Он «бывает в понедельник и пятницу светлой недели. Торжественность этого хода, троекратно прерываемого литиями пред монастырскими воротами, увеличивается особенно в хорошую погоду и при архиерейском служении»[8]. Традиция проведения крестного хода вокруг обители сохранялась до 1918 года.
«Каменные здания в монастыре начал возводить Преосвященный Феодосий (Голосницкий)»[9], управлявший Тамбовской епархией с 1766 по 1786 годы. Об этом сообщает в 1911 году в своем историко-статистическом описании Тамбовской епархии секретарь консистории А. Андриевский[10].
Ко времени вступления на Тамбовскую кафедру епископа Феофила (Раева) (1788–1811 годы) все деревянные постройки обители, в том числе архиерейский дом, пришли в ветхость. Преосвященный Феофил продолжил благоустройство обители. «В 1791 году был уже готов архиерейский дом, двухэтажный, каменный, с крестовой церковью (в честь «Всех святых». – Прим. автора). Чтобы на месте ветхих возвести новые здания, надо было делать большие ломки, но сильный пожар 1749 года (по-видимому, опечатка, правильно – 1794 года. – Прим. автора) заставил обойтись без ломок. Он истребил колокольню: растопил колокола, разрушил несколько деревянных зданий, в которых помещалась братия. Феофил не потерял присутствия духа от таких потерь; немедленно все привел он в порядок и работы закипели. В 1795 году перелиты были все колокола. Вокруг монастыря протягивалась каменная ограда <…> поддерживаемая в приличных местах красивыми каменными 8 башнями. Ограда не была еще окончена, а епископ Феофил воздвигал уже среди монастыря два храма, Казанский и Предтеченский, и колокольню, с главными вратами. Преимущественно озабочивал его храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного, по любимому Феофилом образцу собора Саровского, только в меньших размерах, с пятью главами»[11]. А. Андриевский не называет дату завершения строительства и освящения храмов. Протоиерей Георгий Хитров в своем историко-статистическом описании Тамбовской епархии в 1861 году писал, что Казанский храм «построен епископом Феофилом в 1804–1806 годах»[12]. Предположим, что оба храма и колокольня возводились в течение нескольких лет с 1795 года, а их освящение совершали по мере окончания строительства, в годы, указанные протоиереем Георгием Хитровым. Очевидно, что даже в ХХI веке построить храм за три-четыре года непросто, тем более сложно это было сделать в конце XVII – начале XVIII веков, когда в обители практически одновременно возводились два храма, колокольня, монастырская стена и другие здания. Кроме храмов Преосвященный Феофил возвел в монастыре каменные келейные корпуса, здание духовной консистории, хозяйственные постройки и др. В основном, именно при епископе Феофиле создавался архитектурный ансамбль монастыря, запечатлённый на фотографиях конца ХIХ – начала ХХ веков.
При епископе Ионе (Василевском) (1812–1821 годы) в Иоанно-Предтеченском храме обители выполнили художественные росписи, к сожалению, не сохранившиеся до настоящего времени. «В Казанской церкви этого монастыря устроена в Москве высокого достоинства серебряно-позлащенная риза на местную икону Спасителя; для Казанской колокольни вылиты были два больших колокола, один в 1000, другой 500 пудов»[13].
В 1836 году, когда Тамбовскую епархию возглавлял епископ Арсений (Москвин) (1832–1941 годы), колокольня Казанского монастыря «была надстроена одним ярусом; её часы, громко указывающие время целому городу, пришедшие в прежнее время в расстройство, были исправлены»[14].
В 1847 году, при Преосвященном епископе Николае (Доброхотове) (1841–1847 гг.), «перелит главный колокол Казанской колокольни. Колокол этот весом 1000 пудов. Предтеченская теплая церковь распространена была переделкой паперти, на Казанской церкви позолочены главы»[15].
Важные работы в обители провел епископ Макарий (Булгаков), управлявший епархией с 1857 по 1859 год. В письме своему брату 6 апреля 1858 года он сообщал о планах по реставрации Казанской обители: «Начинаю переправлять разом весь мой монастырь, то есть три церкви, братские келлии, трапезу и другие три флигеля, а равно и всю ограду вокруг монастыря, которые решительно не были исправляемы лет семнадцать… Я насобирал уже для этого пожертвований до пяти тысяч серебром и еще надеюсь… Пусть хоть этим оставлю здесь о себе память. Большую мою церковь, холодную теперь делаю теплой с печьми под нею, и заново перемащиваю»[16]. А вот что Преосвященный Макарий написал 12 октября 1858 года, то есть всего через год по прибытии на кафедру: «В следующее воскресенье буду освящать церковь у себя в монастыре главную – Казанскую, которая теперь уже совершенно обновлена и сделана теплою, чтобы на праздник Казанской Богоматери служить уже здесь торжественно»[17]. Протоиерей Г. Хитров подтверждает указанное сообщение, когда пишет, что «в 1858 году Преосвященным Макарием обновлено внутреннее устройство этого храма, при помощи благотворителей»[18].
По инициативе святителя Феофана Затворника (1859–1863 годы) в монастыре открыли одну из первых книжных лавок в Тамбове, в которой реализовывались книги духовно-нравственного содержания. 9 июня 1861 года в протоколе заседания духовной консистории об этом сказано: «Слушали: рапорт эконома архиерейского дома иеромонаха Аркадия от 7 июня об открытии при Тамбовском архиерейском доме книжной лавочки, о передаче в эту лавочку книг, поступивших из Синодальной типографии. Приказали: как в силу резолюции Его Преосвященства, последовавшей 10 января сего 1861 года на указ Святейшего Синода, при Тамбовском доме Его Преосвященства для открытой продажи книг устроена уже лавочка, то консистория полагает: книжную лавочку при Тамбовском кафедральном соборе закрыть, книги перевести в новоучрежденную лавочку»[19].
В 1875 году, при епископе Палладии (Раеве) (1873–1876 годы), в архиерейском доме возведен «над подвальным и вторым этажами еще третий этаж»[20]. Иоанно-Предтеченская церковь «за крайнею теснотой, в 1876 году распространена и возвышена на целый этаж»[21]. Очевидно, речь идет о центральной части храма, которую сделали выше примерно на этаж и установили на нее пятиглавие. В архиерейском доме Казанского монастыря в 1875 году открылось Казанское Богородичное миссионерское братство, почетными председателями которого являлись тамбовские архипастыри. Оно было призвано «содействовать привлечению к Православной Церкви разных сектантов и старообрядцев, препятствовать духовными мерами распространению их в среде православного населения, удерживая последнее от совращений, содействовать духовно-нравственному образованию новообращенных и возвышению народной религиозной нравственности»[22]. Братство располагало своей типографией и большими тиражами печатало просветительскую литературу. В своей миссии оно достигло значительных успехов. Его отделения находились почти в каждом уездном городе. Пребывание братства в обители способствовало укреплению миссионерской роли монастыря. Деятельность братства продолжалась до 1918 года.
В Тамбовской Казанской обители никогда не было большого числа насельников. В 1917 году в ней проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников[23]. Монахи в сане сослужили архиерею в храмах обители, совершали в них богослужения по установленным чредам, простые монахи и послушники выполняли поручения архипастыря и несли положенные монастырские послушания. Отцы-экономы архиерейского дома иногда избирались настоятелями других монастырей Тамбовской епархии. Показательным примером таких назначений стали игумен Тихон (Цыпляковский), настоятель Санаксарского Рождество-Богородицкого, а затем Лебедянского Троицкого мужских монастырей, духовник святителя Феофана Затворника, а также архимандрит Аркадий (Честонов), настоятель Вышенской Успенской пустыни, много трудов положивший по устроению монашеской жизни в обители и заложивший основы для ее развития.
С Казанским монастырем связаны биографии известных преподобных, священномучеников, выдающихся архипастырей Русской Православной Церкви. В нем рукоположен в сан иеромонаха преподобный Серафим Саровский, которого вызвал в Тамбов епископ Феофил (Раев) для совершения хиротонии, поскольку Саровская обитель тогда входила в состав Тамбовской епархии. На архиерейских службах в монастыре присутствовал воспитанник Тамбовской семинарии Александр Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, в монастыре пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В годы управления Тамбовской кафедрой в архиерейском доме обители проживали священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, святитель Феофан Затворник Вышенский, митрополит Московский Макарий (Булгаков) и другие архиереи, возглавлявшие Тамбовскую епархию с 1758 по 1918 год.
Монастырь, находившийся в центре города, был главным местом упокоения известных, в том числе почетных, граждан города Тамбова – Воейкова Л.А., Вышеславцева Л.В., Нарышкина Э.Д., Бибикова Е.М., Чичериных В.Н. и Г.Г., Икавиц Э.В., а также георгиевских кавалеров и других тамбовчан, внесших значительный вклад в благоустройство города, возведение храмов, социальных, культурных учреждений, оставивших потомкам добрый пример жизни и служения. Обитель являлась духовным и административным центром епархии. Она оказывала существенное влияние на жизнь города. Именно в ней находилась консистория, члены которой в силу своих обязанностей взаимодействовали с городскими чиновниками.
В 1918 году по распоряжению советской власти Казанский монастырь прекратил свое существование. Все храмы обители закрыли, монахов изгнали, уникальный некрополь сравняли с землей. В стенах монастыря разместилась губернская ЧК, переименованная в 1922 году в ОГПУ. В подвалах архиерейского дома, подклети Казанского собора и малозаметных постройках нижней террасы монастыря проводились допросы, пытки и расстрелы. Территория монастыря обильно полита кровью новомучеников ХХ века. В настоящее время разработан план строительства на границе верхней и нижней террас Казанского монастыря «Храма-памятника на крови в честь «Всех святых»», в котором будет совершаться молитва о всех убиенных в годы гражданской войны, пострадавших в годы репрессий и гонений, замученных в фашистском плену, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Храм-памятник станет символом покаяния и примирения для ныне живущих и помнящих трагические уроки истории.
В 1926 году Тамбовский городской совет издал такое распоряжение: «Коммунальному отделу проработать вопрос о ремонте бывшего Казанского монастыря, предназначенного под детский дом»[24]. Кроме детского дома № 5 в храмах и зданиях обители разместились конвойная команда, сотрудники ОГПУ, Губархив. 12 декабря 1926 года колокольню монастыря осмотрела комиссия, составившая «Акт комиссии по обследованию и определению состояния колокольни бывшего Казанского монастыря»[25]. «Комиссия образована согласно постановлению Президиума горсовета вследствие донесения ОГПУ от 8 ноября 1926 года о том, что колокольня пришла в ветхость и шпиль ее угрожает падением. Состояние колокольни найдено вполне удовлетворительным. Что касается шпиля и лестницы, то последняя должна быть убрана немедленно, также и шпиль»[26]. Снос шпиля власти решили согласовать с Главнаукой. 8 января 1927 года из Главнауки ответили, что необходим снимок колокольни. Горсовет постановил: «Шпиль снять с колокольни теперь же, предварительно сфотографировать колокольню, снимок передать Главнауке»[27]. Демонтаж шпиля стал началом разрушения колокольни. В 1928 году Горсовет постановил закрепить монастырь за Военведом, а сотрудников ОГПУ выселить. На просьбу о ремонте зданий Горсовет ответил, что «ходатайство об отпуске средств на приведение всех зданий бывшего Казанского монастыря отклонить за неимением средств»[28].
В 1930-х годах советская власть продолжила варварское разрушение главной обители города Тамбова. Была полностью снесена каменная монастырская стена с угловыми башнями, взорвана самая высокая колокольня города, уничтожена часть корпусов в верхней части монастыря. По всей видимости, в это время снесли также кресты с храмов и купола Иоанно-Предтеченского храма. На нижней террасе обители были уничтожены все хозяйственные постройки, складские помещения, монастырская пристань и «иордань», где в праздник Крещения Господня освящалась вода в реке Цне. В указанные годы на фундаменте взорванной колокольни построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу № 32. Для кладки стен школы использовались камни и кирпичи колокольни. В 2015 году в ходе реконструкции школы в её фундаменте, на глубине 2,5 м были обнаружены остатки гранитных надгробных плит, камней и памятников, взятых строителями школы с уничтоженного монастырского некрополя. В мае 2016 года они были извлечены и станут экспонатами музея, который появится при духовной семинарии. В частности, был найден надгробный памятник почетного гражданина города Тамбова Э.В. Икавитца. На нем отчетливо видна следующая надпись: «Действительный статский советник, почетный гражданин города Тамбова, доктор медицины Эдуард Вильгельм Икавитц, родился в Москве 26 января 1831 года, скончался в Тамбове 4 января 1889 года». На одной из сторон надгробия на немецком языке написаны слова из Книги пророка Исаии: «Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой (Исаия 38, 17)». На указанном памятнике сохранилась еще одна надпись на немецком языке, свидетельствующая о том, что рядом с Э.В. Икавитцом была похоронена его супруга: «Александра Икавитц, родилась в Риге 11 февраля 1850, скончалась в Тамбове 2 ноября 1899». На втором надгробии, извлеченном из фундамента школы, написано: «Жена потомственного дворянина Юлия Петровна Быстрицкая, урожденная Ломаковская, скончалась 18 ноября 1897, 28 лет от роду». На памятнике выбита надпись «Кабанов, Москва, Мясницкая», свидетельствующая, скорее всего, о том, что памятник был изготовлен в Москве в мастерской Кабанова на улице Мясницкой. Третий найденный памятник принадлежал протоиерею Виктору Певницкому. На нем хорошо сохранилась надпись: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Магистр богословия протоиерей Виктор Егорович Певницкий. Родился 7 ноября 1831 года. Скончался 25 января 1892 года».
В 1950–1960 годах в Казанском соборе монастыря разместилось одно из отделений областного архива. Храм разделили на два этажа железобетонной плитой, его внутреннее пространство изуродовали лестницей на второй этаж. Иоанно-Предтеченский храм, обезглавленный и лишенный кровли, под воздействием внешней среды начал разрушаться. Чтобы найти ему какое-то применение, власти намеревались разместить в нем большой орган, но эта идея не была реализована. Другие строения монастыря решили использовать так: келейный корпус и здание духовной консистории предоставили жильцам, а в архиерейском доме разместили сначала вечернюю школу рабочей молодежи, а затем школьный учебно-производственный комбинат. В эти годы в монастыре возвели 4-этажное здание, в котором ныне находятся тамбовское казначейство и другие федеральные и областные учреждения.
В конце 1970-х – начале 1980-х годов между нижней и верхней террасами городские власти проложили аллею и устроили каменный парапет, тем самым поделив пространство обители на две почти равные части. Территорию в монастыре перепланировали и через бывший некрополь проложили пешеходные дорожки из бетонных плит. В пяти метрах от храмов построили сараи и туалеты общественного пользования. По свидетельству очевидцев, через несколько лет Казанский мужской монастырь превратился, по сути, в пустырь, где прямо на могилах почетных граждан Тамбова горожане выгуливали собак, а мальчишки доставали из склепов черепа и играли ими в футбол. То, что когда-то было благоустроенной обителью и утопало в зелени и фруктовых садах, заросло кустарниками, крапивой и высоким бурьяном. От былого великолепия монастыря не осталось и следа. Казалось, что нет надежды на возрождение тамбовской обители, с которой связаны многие славные страницы истории Тамбовского края.
После торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году пришло «время собирать камни» (Еккл. 3, 5) и началось постепенное возрождение церковной жизни. При архиепископе Евгении (Ждане), управлявшем Тамбовской епархией с 1987 по 2002 годы, в период с 1990 по 1993 годы храмы Казанского монастыря и здание бывшего архиерейского дома передали епархии и вокруг них установили ограждение. В Предтеченском храме произвели предварительный ремонт и сделали фанерный иконостас. Это был первый действующий храм Казанской обители. Пятиглавие Предтеченского храма тогда восстанавливать не стали, поскольку первостепенной задачей являлось возобновление богослужений. В 1990-е годы перекрыли купола Казанского храма и установили на них железные кресты, построили административное здание и часовню на месте бывшего некрополя, облагородили территорию обители. Всеми работами в это время руководил протоиерей Виктор Шальнев. В 2003 году в Казанском монастыре над могилой архиепископа Евгения возвели часовню.
В 2003 году управляющим Тамбовской и Мичуринской епархией стал епископ Феодосий (Васнев). В 2005 году Великим постом в Иоанно-Предтеченском храме обители он совершил три пострига. Это были первые после 1918 года монашеские постриги в Казанском монастыре. В 2005–2006 годах в ходе подготовки к 325-летнему юбилею со времени учреждения Тамбовской епархии были проведены полномасштабные работы по реставрации внешнего и внутреннего убранства Казанского собора монастыря. Его центральный большой купол заменили и перекрыли «нитрид-титаном» под золото. Четыре малых купола засияли позолоченными звёздами. На все купола установили кованые узорные позолоченные кресты. Заменили кровлю четверика. Установили новые окна, каменные карнизы и наличники отреставрировали и покрасили в белый цвет, а фасады – в голубой «богородичный» цвет. Контраст белого и голубого цветов придал храму торжественный вид. Фасады храма подсветили со всех сторон. Впервые главный монастырский собор украсил город в темное время суток.
Внутри Казанского храма демонтировали железобетонную плиту, делившую его на два этажа, стены обработали специальным раствором и укрепили, отреставрировали уникальную живопись, выполненную в итальянской технике «гризайль». В соборе провели центральное отопление. Для храма изготовили и установили деревянный позолоченный иконостас, прототипом которого послужил иконостас главного собора Николо-Перервинского монастыря в Москве. К началу августа 2007 года реставрация Казанского собора была полностью завершена, и 5 августа 2007 года епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение[29].
К западу от Казанского собора, в непосредственной близости от здания бывшей Тамбовской духовной консистории, в 2007 году частично демонтировали незаконные постройки – сараи, гаражи, погреба, использовавшиеся жильцами коммунальных квартир, располагавшихся в здании консистории, уложили в землю воздушную ветку газоснабжения, устроили въезд в монастырь напротив собора. В 2013 году все строения и деревянный забор, находившиеся близ Казанского собора, были снесены, а на их месте спланирован зеленый участок с цветами и фруктовым садом.
После освящения Казанского собора работы по восстановлению монастыря продолжились. Важнейшей задачей стало воссоздание взорванной колокольни, самой высокой в городе. Первый эскизный проект появился еще в 2005 году. На месте колокольни в то время находилась школа № 32, где обучалось 600 учеников. Предложение епархии построить колокольню на историческом месте было проигнорировано областным руководством. Во-первых, потому, что это привело бы к упразднению и сносу средней общеобразовательной школы № 32, а во-вторых, потому, что воссоздание колокольни на прежнем месте, предположительно, привело бы к уменьшению зоны благоустройства около памятника Зое Космодемьянской. Областной администрацией высказывалось предложение построить колокольню с юго-восточной стороны обители, то есть на углу улиц М. Горького и Набережной. Этот вариант епархия не могла принять, поскольку его осуществление привело бы к разрушению и искажению исторической панорамы архитектурного ансамбля монастыря. Оппоненты епархии предлагали рассмотреть еще несколько вариантов строительства колокольни, в том числе в центре монастыря между храмами, то есть на могилах бывшего некрополя, что смущало даже некоторых авторов этой идеи. В итоге, все согласились с предложением епархии построить колокольню напротив Иоанно-Предтеченского храма, в западной части обители. Данное расположение главного монастырского объекта оказалось наиболее приемлемым. Оно позволяло гармонично вписать его в сложившееся городское пространство, при этом ничего не разрушая. Кроме того, это предложение давало возможность сохранить здание средней школы № 32, чтобы в будущем, после передачи его обители и реконструкции, оборудовать в нем новый корпус Тамбовской духовной семинарии.
В ХVIII веке Казанская колокольня строилась по типу надвратных. Она располагалась над главными вратами в монастырь по оси запад-восток, символически обозначая вход в духовный мир. Воссоздаваемая колокольня должна была сохранить указанную концепцию. Её размещение с западной стороны по оси запад-восток напротив Иоанно-Предтеченского храма позволяло, насколько это возможно, восстановить исторический облик монастырского комплекса, не нарушая окружающей застройки и благоустройства прилегающей территории. После выбора места для новой колокольни предстояло изучить сложившуюся градостроительную ситуацию вблизи монастыря. Стало очевидно, что современные жилые здания и общественные строения вторглись в историческое пространство не только географически, зажав монастырь по периметру, но и устремились вверх, значительно сузив перспективу восприятия монастырских храмов. С учетом всех обстоятельств было принято архитектурно-художественное решение, позволившее построить колокольню в два раза выше и красивее прежней. Проект новой колокольни воплотил в себе идею и общую концепцию, предложенные управляющим Тамбовской епархией. Он разработан тамбовскими архитекторами, прошел общественное обсуждение и был одобрен градостроительным советом. Все монтажные, строительные и отделочные работы выполняли инженеры и строители Тамбовской епархии.
10 августа 2007 года на месте строительства колокольни был установлен закладной камень и крест, освященные архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием (Капалиным), епископом Липецким и Задонским Никоном (Васиным) и епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием (Васневым), которые участвовали в праздновании дня памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского, а также 325-летия Тамбовской епархии.
21 июля 2009 года епископ Феодосий освятил место возведения колокольни и строительную технику, которая приступила к выемке грунта под основание колокольни. Размер котлована равнялся 25х28 метров. В праздник Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября 2009 года, епископ Феодосий освятил фундамент колокольни[30]. К февралю 2010 года было построено три этажа нижнего четверика колокольни. 26 июля 2011 года епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил молебен и освятил крест колокольни Казанского мужского монастыря г. Тамбова.
Архипастырь благословил экипаж воздушного судна, которому предстояло установить крест на колокольню, и преподнес икону Божией Матери «Казанская», после чего окропил святой водой вертолет, на котором предстояло совершить поднятие креста на купол. В 6 часов утра на колокольню установили шпиль и крест. Конструкцию из шпиля и креста собирали на территории тамбовского аэропорта для того, чтобы было удобно ее поднять и доставить к месту установки. Эту технически сложную работу выполнили специалисты по высотному монтажу НПО «Взлет» из Москвы при помощи вертолета Ми-8МТВ-1. Вертолет взял указанную конструкцию в аэропорту и, соблюдая все меры безопасности, пролетел с ней над руслом реки Цны до Казанского монастыря, где поднялся над колокольней и опустил на неё шпиль и крест.
Вся операция было выполнена безупречно и оперативно. 27–28 июля 2011 года монтажники-высотники поднялись на крест и подключили к электросети лампы, установленные на кресте заранее. Они включаются автоматически. Их яркий рубиновый свет можно видеть в ночном небе Тамбова за несколько километров практически со всех сторон. Высота креста равна 8 м, ширина – 4,5 м, шпиль – 12 м, вес креста со шпилем – 3860 кг. Общая высота колокольни с крестом составляет 106,1 м. На колокольне с четырех сторон установили часы с боем – куранты. На циферблате с западной стороны – латинские цифры, с восточной стороны – греческие, с южной стороны – арабские и с северной стороны – славянские. Первоначальный проектный размет циферблатов в диаметре составлял 3 м. Для комфортного визуального восприятия циферблаты доработали и их размер увеличили до 4,5 м в диаметре. В 2012 году на заводе Анисимова в городе Воронеже для часов отлили 14 колоколов. Самый большой из них весит 1850 кг, а самый маленький – 10 кг[31]. Новый 2014 год насельники Казанского мужского монастыря и тамбовчане встречали под мелодичный бой курантов новой Казанской колокольни[32]. Прилегающую к колокольне площадь вымостили красно-серой плиткой, на зеленых газонах по ее периметру посадили голубые ели и туи. Со строительством колокольни монастырь обрел парадный вход. В обители был реализован проект функционального зонирования и благоустройства. В соответствии с ним созданы садово-парковые зоны, пешеходные дорожки, организовано пространство для совершения крестных ходов, высажены декоративные кустарники и хвойные деревья. К востоку от Казанского собора выделена елями площадь для памятника преподобному Серафиму Саровскому.
В августе 2008 года началось восстановление пятиглавия Иоанно-Предтеченского храма[33]. С самого начала была поставлена задача воссоздать купола в прежнем виде. Предварительно были вскрыты полы в храме, где обнаружили четыре основания подкупольных колонн. На них поставили бетонные столпы, отлили арки, паруса и к весне 2010 года выложили пять подкупольных барабанов. Монтаж самих куполов выполнили на земле, а затем с помощью крана подняли их на подкупольные барабаны[34]. 26 июля 2011 года купола храма украсили позолоченные кресты. Храм оштукатурили и покрасили в красный «мученический» цвет. Мастера-умельцы из поселка Зубова Поляна (Республика Мордовия), изготовили и установили резной деревянный с позолотой иконостас. Пол в храме сделали с подогревом и выложили серо-коричневой плиткой. Старые гаражи, покосившиеся сараи, база по ремонту автомобилей, находившиеся близ Предтеченского храма, были снесены в 2011–2013 годах. Часть этих сооружений оказалась в федеральной собственности, и, чтобы добиться их сноса, потребовалось вести переговоры более 5 лет. 9 ноября 2014 года митрополит Тамбовский Феодосий совершил малое освящение Иоанно-Предтеченского храма.
Решением Тамбовской городской Думы за № 665 от 5 июля 2012 года в собственность монастыря передали здание средней школы № 32. Жильцы из духовной консистории и келейного корпуса были отселены, а здания переданы монастырю: келейный корпус – решением Тамбовской городской Думы за № 955 от 29 мая 2013 года, а здание духовной консистории – решением Тамбовской городской Думы за № 1087 от 27 ноября 2013 года. В настоящее время ведется генеральная реконструкция бывшей школы № 32. В нем будет оборудован новый учебный корпус Тамбовской духовной семинарии. В здании разместятся домовый храм, актовый зал на 250 мест, малые актовые залы, учебные аудитории, библиотека с читальным залом, музей, кабинеты ректора и проректоров, комната отдыха для преподавателей, спальные помещения, кухня и трапезная на 200 человек, хозяйственный блок, складские помещения, комнаты отдыха, зал для занятий физической культурой и др. Для размещения всего вышеперечисленного полезную площадь семинарского корпуса предстоит увеличить в 2,5 раза. Новый корпус семинарии будет оснащён по последнему слову техники: в нем установят лифты, системы выхода в интернет, дистанционного обучения, водоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования, охраны, пожарной сигнализации и т.д. Проект предусматривает оборудование здания всем необходимым для обеспечения свободного доступа в него лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидам-колясочникам.[35]
В бывшем архиерейском доме, где ныне располагается Тамбовская семинария, в период с 2013 по 2016 годы проведены реставрационные работы: перекрыта кровля, корпус оштукатурен и покрашен в два цвета, установлены новые дубовые окна, ведется внутренняя отделка. Подвальное помещение архиерейского дома также отреставрировано и укреплено.
В связи со строительством колокольни, передачей епархии зданий духовной консистории, келейного корпуса и бывшей школы № 32 территория Казанского монастыря была значительно увеличена и возникла необходимость установки новой металлической кованой ограды вокруг всего монастыря, которая бы включала в себя указанные здания. Областное и городское руководство долгие годы не давало на это разрешение. В 2014 году удалось установить ограждение, которое, однако, не соответствует историческим границам обители. В настоящее время ведется работа над проектом воссоздания монастырской стены с башнями. Его осуществление позволит восстановить исторический архитектурный облик обители.
После проведенных с 2005 года реставрационно-восстановительных работ Казанский монастырь преобразился, а вместе с ним преобразилась и стала неузнаваемой вся центральная часть Тамбова. Воссозданная колокольня обители вместе с собой устремила город к небу, горизонтальные линии в его панораме стали чередоваться с вертикальными. Паломники и туристы восхищаются красотой главной достопримечательности города. 30 августа 2014 года колокольня была освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время Первосвятительского визита в Тамбовскую митрополию. Святейший Патриарх отметил, что колокольня является «шедевром» и архитектурным украшением города Тамбова. В этот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил Казанский и Иоанно-Предтеченский храмы монастыря. В Предтеченском храме митрополит Феодосий тепло приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Казанский мужской монастырь является духовно-просветительским центром Тамбовской митрополии, местом молитвы и паломничества, архитектурным украшением города Тамбова. Он выжил в трудные годы безбожия и лихолетий и активно восстанавливается. В монастыре образована монашеская община, и совершают духовные труды насельники. Его возрождение – яркое свидетельство промышления Божия и заступничества Царицы Небесной. Свое благословение Казанской мужской обители посылает и Ангел Хранитель Тамбовской земли – святитель Питирим.
В настоящее время Благотворительным фондом по восстановлению православных святынь Тамбовской епархии продолжается работа по восстановлению архитектурного ансамбля Казанского мужского монастыря г. Тамбова.
[1] Просительная челобитная на царское имя старца Иосифа, основателя Казанского монастыря // ИТУАК. 1885. Вып. 7. С. 31.
[2] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под. ред. А. Андриевского. Тамбов, 1911. С. 798.
[3] Дубасов И.И. Казанско-Богородицкий монастырь // ТЕВ. 1891. № 5. С. 202.
[4] Флоря Б.Н. Архиерейский дом / Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 532.
[5] Обозрение церковно-гражданских узаконений по дух. ведомству / Сост. Я. Ивановский. СПб., 1900. С. 24.
[6] Дубасов И.И. Казанско-Богородицкий монастырь // ТЕВ. 1891. № 5. С. 203.
[7] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под ред. Хитрова Г., прот. Тамбов, 1861. С. 332.
[8] Там же.
[9] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под. ред. А. Андриевского. Тамбов, 1911. С. 798–799.
[10] Там же.
[11] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под. ред. А. Андриевского. Тамбов, 1911. С. 798–799.
[12] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под ред. Хитрова Г., прот. Тамбов, 1861. С. 266.
[13] Там же. С. 799.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Титов Ф.Н., протоиерей. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Киев, 1903. Т. 2. С. 16.
[17] Титов Ф.Н., протоиерей. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Киев, 1903. Т. 2. С. 17.
[18] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под ред. Хитрова Г., прот. Тамбов, 1861. С. 266.
[19] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1727. Л. 54 об.
[20] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под. ред. А. Андриевского. Тамбов, 1911. С. 800.
[21] Там же.
[22] Устав Казанского Богородичного миссионерского братства // ТЕВ. 1875. № 14. С. 419.
[23] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Под. ред. А. Андриевского. Тамбов, 1911. С. 800.
[24] ГАТО. Ф. Р 6. Оп. 1. Д. 152 а. Л. 149.
[25] Там же. С. 460.
[26] Там же.
[27] ГАТО. Ф. Р 6. Оп. 1. Д. 152 а. С. 494.
[28] ГАТО. Ф. Р 6. Оп. 1. Д. 155. Л. 250.
[29] Тамбовские епархиальные вести. 2007. № 4. С. 4.
[30] Тамбовские епархиальные ведомости. 2009. № 10. С. 25.
[31] Тамбовские епархиальные ведомости. 2012. № 11. С. 12.
[32] Тамбовские епархиальные ведомости. 2014. № 1. С. 8.
[33] Тамбовские епархиальные ведомости. 2008. № 8. С. 12.
[34] Тамбовские епархиальные ведомости. 2011. № 7. С. 7.
[35] Тамбовские епархиальные ведомости. 2015. № 5. С. 28–29.