История Вознесенского женского монастыря города Тамбова
Тамбовский Вознесенский женский монастырь был основан святителем Питиримом в 1690 году. Первой игуменией обители, согласно преданию, была родная сестра святителя Питирима Екатерина. С.Н. Введенский писал об обстоятельствах создания монастыря следующее: «Издавна при некоторых тамбовских церквах жили благочестивые старицы. Чтобы дать им возможность вести истинно подвижническую жизнь, не развлекаясь городскими соблазнами, святитель Питирим перенес их кельи на берег Студенца, недалеко от кафедрального собора, и оградил деревянной стеной. В 1690 году был здесь построен деревянный храм Вознесения Господня»[1]. Автор «Историко-статистического описания Тамбовского Вознесенского девичьего монастыря» подтверждает сообщение Введенского о подвижницах, живших уединенной монашеской жизнью при храмах. Об одной из них он пишет: «В 1676 году отведено было усадебное место для состоявшей при Рождественской церкви (Полковой слободы) просфорницы схимонахини Мариамны»[2]. Не сохранилось практически никаких свидетельств о первой игумении обители Екатерине. Можно предположить, что созидать монастырь и устраивать в нем монашескую жизнь, ей было весьма непросто, все приходилось начинать сначала – искать материалы на строительство храма, келий, трапезной, хозяйственных построек. По всей видимости, святитель Питирим, стоявший у истоков создания Вознесенской женской обители, не оставлял её своими постоянными заботами и вниманием. И все-таки в эти годы Вознесенский монастырь был бедным.
В 1724 году в Полковой слободе случился пожар. Сгорели монастырская и приходская церкви. Пожар уничтожил весь архив Вознесенской обители, поэтому её история с конца XVII – до начала XVIII веков известна в общих чертах. В 1740 году «по согласию оного монастыря игумении Елисаветы с сестрами и прихожан к церкви Рождества Христова, ныне во оном монастыре, на место бывших церквей Рождества Христова и Вознесения Господня, из оных двух перестроено в одну церковь о двух апартаментах и о двух престолах, вверху Вознесения Господне, а внизу Рождество Христово, из которых Вознесение Господне почитается оного девичья монастыря, а Рождество Христово приходская. Строена оныя церкви обще монастырем и прихожанами на подаяния боголюбивых дателей и от приходских разных людей вкладчиков»[3]. В 1744 году игумен Протасий освятил храм, который на долгие годы стал монастырским. В описании храма говорится, что он построен из сосны, с одной главкой, крыт тёсом, вход на второй этаж, в монастырскую церковь, устроен через крытые галереи с обеих сторон храма[4].
Время постройки отдельной монастырской церкви доподлинно неизвестно, но, скорее всего, это произошло после 1764 года. Деревянная церковь просуществовала до 1794 года. В этом году она «со всем иконостасом, кроме местных икон, с разрешения начальства променена монастырем в с. Грязнуху Тамбовского округа за 1100 рублей»[5]. Настоятельница монастыря игумения Павла в начале 1790 года испросила у епископа Тамбовского Феофила (Раева) благословение «выстроить вместо деревянной Вознесенской церкви такую же каменную, которую в том же году, мая 23 дня, данною от Преосвященного храмоздатною грамотою, и дозволено ей было строить, в следующем же 1791 году, ректором семинарии, архимандритом Арсением, она и была заложена при монастырских священниках Иакове Богданове и Иоанне Лукине»[6]. История сохранила имена тех благотворителей, на средства которых строился храм. Это «заводчик железных изделий Григорий Петрович Баташев, отпустивший на всю кровлю церкви листовое железо; затем – схимонахиня этого монастыря Маргарита Карповна Кушникова, пожертвовавшая на сооружение придельного Владимирского храма 3000 рублей; Тамбовская помещица Мавра Ивановна Бельская и дочь ея Анна Петровна, статский советник Федор Феодорович и супруга его Ирина Петровна Савостьяновы довольно снабжали монастырь деньгами и другими вещами; однодворцы Пушкарской слободы, кузнечные мастера Алексей Григорьев и Андрей Орлов, безмездно произвели все кузнечные работы по церкви и покрыли всю церковь»[7]. Архитектором храма являлся Иван Родионович Кругликов, который, предположительно, был «местным мастером» и помогал строить храм послушнику Саровской Успенской пустыни Нафанаилу, проектировавшему Казанский храм Казанского мужского монастыря Тамбова[8]. 17 июля 1794 года епископ Феофил совершил освящение придела в честь Владимирской иконы Божией Матери, 5 июля 1795 года – придела в честь великомученицы Екатерины, а в 1798 году – главного престола храма в честь Вознесения Господня. Протоиерей Георгий Хитров свидетельствует, что храм строился под «наблюдением епископа Феофила… По сторонам трапезы в нем два придела: Владимирской Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. По тому внутренность храма не обширна и скрадывает настоящие его размеры. Большой купол с золоченою главою завершает здание Вознесенской церкви и придает ей строгий вид. Церковь изобилует иконами, в разное время пожертвованными благочестивыми вкладчиками»[9].
Еще один монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был заложен 29 мая 1816 года епископом Тамбовским Ионой (Василевским). На закладке храма присутствовал Католикос Грузинский, Имеретинский и Кабардинский Антоний, живший в это время в Тамбове. 5 сентября 1820 года Преосвященный Иона освятил главный престол храма. 6 сентября – придел в честь пророка Божия Илии, а 7 сентября – придел в честь святого праведного Алексия, человека Божия[10].
Спустя несколько десятилетий после постройки Вознесенского храма в нем были проведены первые значительные реставрационные работы. В 1857 году с благословения епископа Тамбовского и Шацкого Макария (Булгакова) «игумения Евгения в верхней части Вознесенского храма вставила в окна новые рамы со стеклами, числом 54, вместо прежних, пришедших в крайнюю ветхость. На эту работу была затрачена сумма в 350 руб. серебром»[11].
Вознесенский монастырь неоднократно посещал епископ Феофан Затворник, управлявший Тамбовской кафедрой с 1859 по 1863 годы. Сохранились его проповеди к насельницам обители. 17 марта 1860 года, обращаясь к насельницам обители, Преосвященный епископ Феофан призывал их: «Оставили вы мир и все мирское за воротами монастырскими. И пусть его оно будет там… Не вносите его внутрь ограды. Не осуечайтесь слишком заботою о нуждах, и междуделания не ставьте главным делом, – не возбуждайте в голове и сердце бури спорных помыслов о рангах и преимуществах»[12]. Монастырь имел статус особножительного. Каждая поступавшая в него насельница должна была построить для себя келью или снять угол у другой послушницы или монахини, и содержать себя за свой счет. Из-за указанного имущества в обители иногда возникали нестроения.
В 1863 году при святителе Феофане в монастыре начали проводить очередные реставрационные работы, которые завершил его преемник. Храм оштукатурили как внутри, так и снаружи, заменили перекрытие и перекрасили крышу. В следующем 1864 году переделали иконостас, «у которого не только полиняла позолота, но и весь его деревянный остов слишком обветшал и подгнил»[13]. Подрядчиком работ являлся московский купец Василий Андреевич Щербаченков. На все работы потребовалось 6000 рублей, которые собрали по сборным книгам. Помимо иконостаса заменили все полы, в том числе под престолом, после чего храм вновь освятили[14].
С Вознесенским монастырем и главным храмом обители неразрывно связано имя монахини Миропии (Марии Ивановны Аденковой). В 1812 году, когда Наполеон захватил Москву, она покинула Московский Зачатьевский монастырь, где являлась послушницей, и отправилась в Вознесенский женский монастырь в Тамбове, взяв с собой Казанскую икону Божией Матери. По дороге Царица Небесная спасла ее от неминуемой гибели. В Вознесенском монастыре Мария Ивановна построила себе келью на личные средства и в 1816 году приняла монашество с именем Миропия. Перед смертью она задумалась о том, как ей поступить с Казанской иконой Божией Матери. После некоторых раздумий, она решила передать икону в Вознесенский храм монастыря, но в марте 1827 года «сама Богоматерь в сонном видении явилась Миропии и повелела ей вручить свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена»[15]. Монахиня Миропия исполнила это повеление. В Вышенском монастыре икона прославилась чудесами и получила наименование Вышенской иконы Божией Матери.
В 1892 году настоятель Вышенской пустыни архимандрит Аркадий (Честонов) над могилой монахини Миропии построил железную часовню. В 1906 году Вознесенский храм перестроили так, что «южная стена его захватила и могилу монахини Миропии, часовню пришлось сдвинуть со своего места и поставить южнее на общее монастырское кладбище, а для гроба Миропии был изготовлен новый склеп под самым храмом. Но епископ Иннокентий не разрешил подвигать гроба со своего места, а приказал перекинуть чрез него в стене арку. Таким образом, гроб монахини Миропии оказался в самом храме, в нише южной его стены. По отделке и освящении храма, в 1907 году, около гроба Миропии устроена пещера с каменным в нее сходом, что дало возможность теперь служить панихиды внутри пещеры у самого гроба монахини. Для охраны гроба, значительно пострадавшего от времени, он накрыт чехлом, имеющим вид гробовой крышки, сделанной из плотного листового железа с медным распятием на верху»[16]. Указанная запись позволяет заключить, что в 1906–1907 годах Вознесенский храм перестраивался. Основной целью этих работ было увеличение площади храма, так как он стал тесен для 600 монахинь и послушниц, проживавших в обители. 23 сентября 1907 года, после выполненных работ, бывший придел в честь Владимирской иконы Божией Матери епископ Тамбовский Иннокентий (Беляев) освятил в честь святителя Николая Чудотворца. Перестроенный и увеличенный Вознесенский храм стал вмещать 1300 человек и, по свидетельству современников, был «очень светел, высок и украшен изящными и величественными, убранными обильно позолотой иконостасами. Утварь в приделах новая»[17]. После освящения храма в нем до 1910 года продолжались отделочные работы. Для сохранения тепла в храме вставили вторые рамы и двери, расписали стены, покрасили крышу[18].
Праздник Вознесения Господня являлся престольным для обители. На него прибывало много паломников, которые заполняли монастырь и весь город. Современник писал: «Богомолье начинается с воскресенья перед праздником Вознесения Господня или с недели о слепом, продолжается пять дней и оканчивается после литургии в самый праздник Вознесения»[19]. На берегу речки Студенца близ Вознесенской обители утраивалась ярмарка, называвшаяся «Вознесенской» и продолжавшаяся пять дней, где продавали «в огромном количестве всевозможные виды кустарного производства. Большей частью тут женщины сбывают свои домашние рукоделья, которыми они занимаются весь год в свободное от других занятий время»[20].
В 1918 году советская власть закрыла монастырь. Архивные документы свидетельствуют, что с октября 1918 года в обители появилась должность «заведующего женским монастырем»[21]. На нее назначили товарища Кривоносова. Его задача заключалась в том, чтобы под расписку раздавать всем конфискованное монастырское имущество. С 1918 по 1919 годы из обители вывозились мебель, теплая одежда, фураж, скот, ковры, воск и др. 13 декабря 1918 года началось разрушение монастырского некрополя. В этот день в автоброневые мастерские вывезли мраморные доски с надгробий[22]. Территория монастыря была плотно застроена небольшими деревянными домиками и представляла собой своеобразный поселок. Большевики выселяли монахинь из келейных корпусов и передавали освободившиеся здания советским организациям, а также рабочим и служащим. Надвратный корпус в честь преподобного Антония они передали школе 2-й ступени[23], в одном из зданий расположились солдаты губернского конного запаса[24]. Не смотря на гонения, некоторые монахини продолжали проживать в монастыре в собственных домиках, поскольку до 1918 года не успели перейти в общежительные просторные корпуса, хотя общежительный устав в Вознесенской обители начали вводить еще в конце ХIХ – начале ХХ веков.
В 1920-х годах власти завладели всеми зданиями в монастыре. В 1926 году некую М.П. Мягкову, проживавшую в одной из квартир в монастыре, лишили избирательных прав на том основании, что она находилась в монастырской квартире. Власти решили, раз она живет в монастыре, значит является монахиней. Мягкова опровергла это в своей жалобе, заявив: «К числу монашествующих не принадлежу и причислена была ошибочно, как проживающая в монастыре»[25]. Оказывается, она была женой служащего железной дороги и после смерти мужа получила квартиру в бывшем монастыре. Положение насельниц, не имевших средств к существованию и продолжавших жить в своих домиках, было плачевным. Они пытались отстаивать свои права. 7 сентября 1926 года несколько монахинь ходатайствовали перед президиумом городского совета о демуниципализации их жилья, но им отказали[26]. В сентябре 1927 года они обратились к властям с просьбой о списании долгов за квартирную плату, которая была огромной, но и эту просьбу власти не стали рассматривать[27].
В 1925 году Вознесенский храм уже пустовал, о чем сказано в протоколе горсовета: «Протокол № 59 от 18 октября 1927 года. Слушали: выписку из протокола № 111 заседания Президиума Тамбовского Губисполкома об использовании здания летней кирпичной церкви (Вознесенский храм. – Примеч. авт.), расположенной на территории бывшего Вознесенского монастыря, в которой с 1925 года религиозные потребности верующих не совершаются. Постановление Губисполкома – здание передать горсовету для использования под культурно-просветительские цели. Постановили: Поручить Горко (городской коммунальный отдел. – Примеч. авт.) т. Чугунихину распорядиться о приеме здания в ведение Горко»[28].
Монастырские здания, как и храмы, ветшали и разрушались. 17 августа 1926 года специальная комиссия городского совета осмотрела один из монастырских корпусов, переданных в ведение автобазы, и пришла к следующему выводу: «Здание в виду его частичного разрушения, которое происходит из-за отсутствия охраны, необходимо в дальнейшем охранять, в целях предотвращения здания от расхищения»[29]. В ночь с 14 на 15 ноября 1927 года в обители сгорело несколько келий вследствие «неисправности как старого, так равно и вновь установленного трестом «Водосвет» гидранта»[30]. Газета «Тамбовская правда» писала в июле 1927 года, что новые жильцы, поселившиеся в монастырских корпусах, «обратили в одну сплошную помойную яму часть двора, примыкавшего к Антониеву корпусу»[31], в результате чего образовалась «огромная зловонная лужа, а за нею вязкая гниющая масса отбросов»[32]. Кроме того, жильцы построили многочисленные сараи и хлева для свиней и эти неприхотливые животные «целый день гуляют под окнами» [33], превращая обитель в животноводческую ферму. В августе 1927 года Тамбовский городской совет принял решение «о сносе памятников на территории бывшего Вознесенского монастыря» [34].
В 1928 году власти решили судьбу обоих монастырских храмов, о чем говорится в протоколе № 133 от 31 июля 1928 года. «Слушали: Доклад Комиссии, о результатах обследования жилищной площади на территории б. Вознесенского монастыря. Постановили: 1. Признать необходимость указания в личных документах монашеских – их звания – монахиня и лишение прав. 2. Выдачу удостоверений на совместное жительство к монашествующим не производить. 3. С членов артели взимать квартплату, как с кустарей, так как артелью они прикрываются. 4. Пользование колокольней прекратить, так как это нарушает спокойствие жителей рабочих и служащих бывшего монастыря. 5. Признать необходимым закрыть для религиозного использования и зимнюю церковь (храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». – Примеч. авт.), так как потребности в этом нет, ввиду малочисленности до 10 человек, и оба здания после соответственного ремонта и переоборудования использовать на культурные нужды»[35]. Данный документ свидетельствует о том, что монашеская община до указанного времени продолжала существовать под видом трудовой артели. «Начиная с 30-х годов, Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась»[36], из чего следует, что в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века её снесли. «В 1929 году Скорбященский храм передали в ведение окружного архива и взяли «под охрану» государства»[37], но, естественно, церковь в это время никто не думал охранять, и она продолжала разрушаться.
В 1931 году монашеская община, находившаяся в Вознесенском монастыре под видом рабочей артели «Пробуждение» была ликвидирована[38].
В феврале 1944 года Тамбовскую кафедру возглавил архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Власти передали ему небольшой Покровский храм в Тамбове, который не мог вместить всех молящихся и поэтому, святитель попросил передать бывший Спасо-Преображенский (Питиримовский) кафедральный собор. В январе 1945 года в Тамбов прибыл Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карпов. Он посетил Покровский храм во время богослужения и убедился в справедливости просьбы архиепископа Луки. Областные власти пообещали передать Скорбященский храм бывшего Вознесенского монастыря Тамбовской епархии, но после отъезда Г.Г. Карпова обещания не сдержали.
В 1960 – 1970-х годах уничтожение Скорбященского храма и монастыря продолжалось. В эти годы завод «Пигмент» начал строительство на территории обители пятиэтажных жилых домов, что неизбежно приводило к отчуждению монастырских земель и намеренному уменьшению его территории. В эти годы помимо многоэтажных зданий в монастыре построили технические сооружения, электроподстанцию, сараи и гаражи, принадлежавшие различным ведомствам и частным лицам. Бывший монастырь превратился в буквальном смысле в мусорную свалку. Жители келейных корпусов, как и в 1930-е годы, продолжали выбрасывать на улицу всякий хлам и выливать помои. Территория обители служила прибежищем для лиц асоциального поведения, которые устраивали здесь свои разборки. Горожане, знавшие о криминальной славе указанного квартала, старались обойти его стороной. Воистину, на этом святом месте Тамбовского края, как впрочем и на многих других святых местах, в годы гонений на Церковь исполнились слова Христа, Который сказал: ««Дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Трудно сказать, когда Скорбященский храм лишился «охраны» государства, но к началу 1980‑х годов он находился в полуразрушенном состоянии.
В 1989 году по ходатайству епископа Евгения (Ждана) Скорбященский храм Вознесенского монастыря передали епархии и в нем начались ремонтно-реставрационные работы. Восстанавливали храм, как говорится, «всем миром» и вскоре в нем возобновилось совершение богослужений. Прихожане свидетельствуют, что в это время на территории монастыря еще продолжали строить многоэтажные дома, которые возводились на месте бывшего монастырского фруктового сада, через который они, сокращая дорогу, с начала 1990-х годов ходили в Скорбященский храм на богослужения. К сожалению, в это время никто не препятствовал возведению указанных домов в Вознесенском монастыре, хотя в это время храмы, земля и другое недвижимое имущество повсюду возвращалось Церкви.
22 декабря 1992 года определением Священного Синода был открыт Вознесенский женский монастырь. Много трудов по возрождению обители в это время положил протоиерей Николай Торопцев. Он восстановил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», бывший монастырский корпус, к которому пристроил домовый храм, освящённый архиепископом Евгением в 1997 году в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, построил двухэтажный келейный корпус, здание воскресной школы, хозяйственные помещения, облагородил территорию, установил ограждение. Жильцы выступили против закрытия ворот, и поэтому возвращенная обитель представляла собой проходную зону.
Летом 1997 года на территории монастыря провели раскопки и обнаружили остатки фундамента Вознесенского храма и склеп, в котором была погребена монахиня Миропия (Аденкова). Гроба и останков монахини в нем не оказалось. По-видимому, их уничтожили, когда разрушали Вознесенский храм. После раскопок площадь храма засыпали землей и устроили на нем зеленую зону, посредине которой возвели водосвятную часовню. Над могилой монахини Миропии также установили часовню.
В 2002 году Вознесенский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находившийся в Тамбовской епархии с третьим первосвятительским визитом, который совершил освящение нового келейного корпуса и осмотрел восстановленные объекты монастыря.
1 июня 2005 года старшей сестрой Вознесенского женского монастыря была назначена монахиня Тавифа (Ковылова), которая фактически стала его руководительницей. 20 июня 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви своим определением назначил её настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. Наперсный крест возложил на монахиню Тавифу епископ Тамбовский Феодосий. 30 марта 2011 года епископ Феодосий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возвел монахиню Тавифу (Ковылову) в сан игумении. Она стала первой игуменией возрожденного в 1992 году монастыря. Её стараниями обители возвращено здание бывшей монастырской Ольгинской школы с прилегающей территорией, реконструированы трапезная и гостиница для паломников, отреставрирован храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», его купола и кресты засияли золотом, он впервые был покрашен в бело-голубой цвет.
В 2005 году в Вознесенском женском монастыре произошло историческое событие. На Воздвиженском кладбище города Тамбова были обретены святые мощи преподобной Марфы Тамбовской, подвижницы ХVIII века. В жизнеописании преподобной сказано, что она скончалась в Тамбове в 1800 году, её готовили к погребению монахини Вознесенского женского монастыря и похоронили на Воздвиженском кладбище города Тамбова. Святые мощи преподобной обрели 24 сентября 2005 года, то есть через 205 лет после её блаженной кончины. Торжественным крестным ходом при большом стечении духовенства и молящихся, при участии главы города Тамбова А.Ю. Ильина, их перенесли в Вознесенский женский монастырь и установили в алтаре Скорбященского храма. Для святых мощей изготовили деревянные резные сень и раку, которые впоследствии позолотили. 1 июля 2006 года святые мощи преподобной Марфы торжественно вынесли из алтаря и после крестного хода вокруг Скорбященского храма поставили под сенью у южной стены храма близ иконостаса. Обретение святых мощей преподобной Марфы Тамбовской в 2005 году по духовной значимости для верующих Тамбовской митрополии может сравниться с обретением святых мощей святителя Питирима Тамбовского в 1914 году. Святые мощи святителя Питирима и преподобной Марфы являются в настоящее время главными почитаемыми святынями богоспасаемой Тамбовской земли.
В 2005–2006 годах началось выведение с территории Вознесенского монастыря сторонних пользователей, коммуникаций и строений. Демонтированы силовые электрические кабели, питавшие электроэнергией близлежащие многоэтажные жилые дома, а также здание электрической подстанции, стоявшее в центре монастыря у входа в Скорбященский храм, как «памятник» советской эпохи. Некоторые руководители области предлагали покосившееся здание электроподстанции оставить на прежнем месте и обнести новым «красивым» деревянным забором. С данным предложением епархия не могла согласиться. Кроме того, были переложены на безопасное удаление от храма газопровод высокого давления, водопроводные и канализационные трассы, снесены коммунальные и частные сараи, погреба, старый деревянный дом. Вокруг обители установили металлическое ограждение и наконец-то закрыли сквозной проход через неё.
В 2007 году на месте разрушенного Вознесенского храма епископ Феодосий установил крест и отслужил молебен на начало восстановительных работ. Перед этим выполнили археологические научно-изыскательские работы. Зондажи и вскрытие поверхностного слоя грунта позволили определить точное место расположения храма, его размеры и планировочное устройство, а также зафиксировать место захоронения монахини Миропии (Аденковой) по отношению к плану Вознесенского храма. В 2007 году епископ Феодосий предложил концепцию нового Вознесенского храма. Архитекторы во главе с Г.М. Лунькиной приступили к разработке проекта. При этом были приняты во внимание следующие обстоятельства. Во-первых то, что монастырь и прилегающая к нему территория застроены 5-ти и 9‑тиэтажными жилыми зданиями, визуально закрывающими монастырь в панораме города. Во-вторых то, что исторические фотографии бывшего Вознесенского храма монастыря свидетельствуют о простоте его архитектурного внешнего вида. В-третьих то, что прежний храм был небольшим и поэтому новый запроектирован значительно больших размеров и в новых архитектурных формах. Его общая площадь равна 980 м. кв.
В 2008 году рабочий проект нового Вознесенского храма был готов и тамбовские мастера-строители во главе с инженером Н.Н. Чуботиным, под руководством заведующего архитектурно-строительным отделом Тамбовской епархии протоиерея Георгия Неретина приступили к работам.
10 мая 2009 года епископ Тамбовский Феодосий совершил освящение фундамента Вознесенского храма в присутствии настоятельницы Вознесенского женского монастыря игумении Тавифы (Ковыловой), духовенства монастыря, насельниц обители и множества верующих.
24 мая 2012 года состоялось освящение купола и креста, которые при помощи высокого стационарного крана подняли на колокольню, несмотря «на сильный порывистый ветер»[39]. Через несколько дней крест на колокольне засиял рубиновыми лампами, яркий свет которых в ночное время виден за несколько километров. 10 августа того же года епископом Феодосием были освящены еще два купола с крестами[40], которые затем установили на барабаны, а 19 августа 2012 года, в праздник Преображения Господня, освятили и установили два оставшихся купола[41]. По фасаду храма выполнили подсветку. Полная отделка храма завершилась в августе 2014 года.
Архитектурно-художественный образ и объемно-планировочное устроение храма представляют собой воплощение лучших приемов церковного зодчества на основе византийского канона и традиций русского храмостроительства. Следует отметить особенности самой идеи внешнего облика храма. Он имеет центральный четверик, с пятью цилиндрическими световыми барабанами, увенчанными большими главками. С востока к четверику пристроен трехчастный алтарь в виде полукруглых апсид. К западной стене четверика примыкает трапезная часть храма, которая соединяется с 65-тиметровой колокольней. Колокольня имеет пять ярусов, из которых три верхние – яруса звона. Западный, южный и северный фасады колокольни имеют завершение килевидными кокошниками. Арки ярусов звона колокольни также имеют килевидное завершение. Алтарь и центральная часть храма имеют позакомарное покрытие кровельной медью. Пять глав четверика имеют особое устройство. Центральная глава украшена разноцветными объемно-выпуклыми валами, спиралевидно направленными к кресту. Воланы покрыты цветной французской кровельной сталью, выкрашенной в белый, красный, желтый, синий, песочный и зеленый цвета. Юго-восточная главка имеет форму устремленных вертикально валов белого и синего цветов поочередно. Юго-западная главка имеет спиралевидное решение с устройством объемных пирамид в спиралях желтого и зеленого цвета. Северо-западная главка также имеет спиралевидное решение с валами белого и красного цвета. На северо-восточной главке храма по вертикали расположены объемные пирамиды желтого и красного цветов.
Новый храм находится на месте разрушенного храма. С целью сохранения остатков склепа монахини Миропии был реализован индивидуальный проект планировочного решения, по которому склеп, так же как и в 1907 году, оказался между юго-западным и юго-восточным столпами нижней части храма. Таким образом, удалось решить две важные задачи – соблюсти историческую преемственность в возрождении разрушенного храма и сохранить память о монахине Миропии. Пол центральной части нижнего храма украшает большая звезда, выполненная из цветного гранита. Она представляет собой копию звезды на полу Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посредине нижнего храма устроена каменная восьмигранная купель для совершения Таинства Крещения. Нижний храм будет освящен в честь Вышенской иконы Божией Матери. Он станет первым храмом в честь указанной иконы в Тамбовской митрополии.
Верхний храм в честь Вознесения Господня выполнен четырехстолпным, с большими вертикально вытянутыми окнами. В верхней части находятся пять световых барабанов с окнами. Особенностью внутреннего объема храма является то, что перспектива визуального восприятия храма открывается из подколокольного пространства до восточной стены алтаря. Это стало возможным за счет устройства широкого арочного проема между колокольней и трапезной храма. Во внутреннем помещении второго яруса колокольни устроен клирос для хора обители.
Иконостас Вознесенского собора изготовили умельцы мастерской в городе Щигры Курской области. Он разработан по рабочим эскизам епископа Феодосия и состоит из двух ярусов. Тонкие резные работы выполнены за два года с 2012 по 2014 годы. Все тело иконостаса полностью позолочено. По изяществу исполнения, красоте и тонкости резьбы указанный иконостас не имеет себе равных среди всех современных иконостасов храмов епархии.
Во время визита в Тамбов 30 августа 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое освящение Вознесенского собора и Всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Ижевский и Удмуртский Николай, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Солнечногорский Сергий[42]. За труды по воссозданию собора игумения Тавифа (Ковылова) была удостоена Святейшим Патриархом Кириллом высокой награды – права ношения креста с украшениями.
Предстоит еще много сделать, чтобы вернуть Церкви весь монастырь и восстановить его. В частности, в течение 27 лет не удается отселить жильцов из обители. Они до сих пор занимают келейный корпус с храмом в честь преподобного Антония в южной части монастыря, трапезный корпус в восточной части, келейный корпус в западной части и еще оно здание в южной части монастыря, построенное в советские годы. Епархия неоднократно обращалась к бывшему руководству области и города с просьбой решить данную проблему, однако должных усилий в этом направлении предпринято не было. Ничего не было сделано региональными властями и после принятия федерального закона от 2010 года, который устанавливает сроки вывода сторонних пользователей из церковных зданий. Не было планов отселения жильцов и по программе аварийного жилья, хотя в зданиях падают потолки, проваливаются лестничные марши и под домами скапливаются канализационные стоки, грозящие их обрушить. Отказ прежнего руководства возвращать Вознесенский женский монастырь законному владельцу – Тамбовской епархии Русской Православной Церкви, препятствует дальнейшему его возрождению и вызывает по меньшей мере недоумение. Следует особо подчеркнуть, что отселение жильцов из монастыря станет благом для всех заинтересованных сторон. Оно позволит вернуть монастырю келейные корпуса, а жильцам – обрести достойное жилье, ведь сегодня они живут как будто в ХIХ веке, при отсутствии элементарных санитарных условий. Вывод всех сторонних пользователей с территории Вознесенской женской обители в городе Тамбове позволит восстановить благолепие одного из главных святых мест областного центра, посещаемого многими тамбовчанами, паломниками и туристами.
[1] Введенский С.Н. Святитель Питирим, второй епископ Тамбовский. Очерк его жизни и деятельности. Тамбов, 2014. С. 36.
[2] Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского третьеклассного женского монастыря // ТЕВ. 1883. № 15. С. 528.
[3] Описание Вознесенского женского монастыря до издания Духовных штатов в 1764 году / ИТУАК. 1891. № 31. С. 56.
[4] Описание Вознесенского женского монастыря до издания Духовных штатов в 1764 году / ИТУАК. 1891. № 31. С. 57.
[5] Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского третьеклассного женского монастыря // ТЕВ. 1883. № 15. С. 531.
[6] Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского третьеклассного женского монастыря // ТЕВ. 1883. № 16. С. 608.
[7] Там же. С. 609.
[8] Живая карта. Вознесенский женский монастырь http://www.2r.ru/objects/35699 (дата обращения: 03. 03. 2016).
[9] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Сост. священник Хитров Г. Тамбов, 1861. С. 267.
[10] Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского третьеклассного женского монастыря // ТЕВ. 1883. №15. С.696–697
[11] Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского третьеклассного женского монастыря // ТЕВ. 1883. № 19. С. 729–730.
[12] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861. С. 152.
[13] Там же. С. 736.
[14] Там же.
[15] Цветаев А., протоиерей. Миропия (Иванова) Аденкова, монахиня Тамбовского Вознесенского женского монастыря. // ТЕВ. 1914. № 25. С. 725.
[16] Цветаев А., протоиерей. Миропия (Иванова) Аденкова, монахиня Тамбовского Вознесенского женского монастыря. // ТЕВ. 1914. № 25. С. 727–728.
[17] Освящение придела в храме Вознесения женского монастыря // ТЕВ. 1907. № 41. С. 1618.
[18] Левин О., Малинина М. Тамбовский Вознесенский женский монастырь (К 320-летию со дня основания) // ТЕВ. 2010. № 5. С. 32.
[19] Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского третьеклассного женского монастыря // ТЕВ. 1883. № 20. С. 773.
[20] Там же.
[21] ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 89. Л. 12.
[22] ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 37. Л. 47.
[23] Там же. Л. 7.
[24] Там же. Л. 12.
[25] ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 152 а. Л. 253.
[26] Там же. Л. 356 об.
[27] ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 155. Л. 161 об.
[28] Там же. Л. 173.
[29] ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 152 а. Л. 316.
[30] ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 155. Л. 191.
[31] Е.И. Спасите, задыхаемся. Тамбовская правда. 1927. 22 июля.
[32] Тамбовская правда. 1927. 26 августа.
[33] Тамбовская правда. 1927. 26 августа.
[34] Тамбовская правда. 1927. 26 августа.
[35] ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 155. Л. 400 об.
[36] Тамбовский Вознесенский женский монастырь http://www.eparhia-tmb.ru/monastyri/voznesenskij-zhenskij-monastyr-goroda-tambova/ (дата обращения: 10. 03. 2015).
[37] Тамбовский Вознесенский женский монастырь http://www.eparhia-tmb.ru/monastyri/voznesenskij-zhenskij-monastyr-goroda-tambova/ (дата обращения: 10. 03. 2015).
[38] Тамбовская правда. 1929. 4 января. С.3.
[39] Налитова Е. Установка купола на колокольню строящегося Вознесенского собора // ТЕВ. 2012. № 6. С. 10.
[40] Сергеева Е. Вознесенский собор Вознесенского женского монастыря г. Тамбова // ТЕВ. 2012. № 8. С. 7.
[41] Там же. С. 8.
[42] Святейший Патриарх Кирилл освятил Вознесенский собор Вознесенского женского монастыря города Тамбова и совершил всенощное бдение в новоосвященном храме // ТЕВ. 2014. № 9. С. 12.